ВЫПУСК 04

Добрый день, читатели! Напомню, что было в прошлом выпуске. В конце главы Николай Александрович Рубакин задал 11 вопросов, "мимо которых никто не может пройти, стремясь к образованию". Первые два из них - самые важные:

  1. Что такое человек действительно образованный?
  2. Какой же смысл, какая же цель жизни такого человека?

В этом выпуске Глава III его книги "ПИСЬМА К ЧИТАТЕЛЯМ О САМООБРАЗОВАНИИ. Как начинающие читатели должны приступать к нему и как вести его", где даны ответы на два важнейших вопроса. Впервые книга была опубликована в 1911 году в "Новом журнале для всех". В том же 1911 году некоторые главы "Писем" были напечатаны в журналах "Новая жизнь" и "Школа и жизнь".
(Надо же какие журналы были в дореволюционной России!- Автор рассылки)
Ряд глав был несколько позже помещен в прогрессивном журнале "Вестник знания", издававшимся известным популяризатором научных знаний Битнером.

Часть глав из "Писем" была напечатана в Нью-Йорке в газете выходившей на русском языке. От читателей Рубакин получил огромное число (!!-АР) писем, запросов, просьб от русских читателей в Америке. В 1919 году вышло второе издание "Писем", доработанное автором и дополненное главами "Психология самообразования" и "Что такое хорошая книга".

При чтении его "Писем" важно помнить, что Н.А.Рубакин постоянно прибегал к языку Эзопа, то есть писал иносказательно, скрывая революционное значение рассматриваемых им фактов и свои оценки тех или иных социальных явлений. И именно поэтому Н.А. говорит иногда не совсем понятно о "борьбе за истину и справедливость", о том как готовиться к этой борьбе, как отстаивать свои убеждения, как не верить официальному мнению.

Все эти сведения даны в комментариях к его "Письмам", написанных профессором А.Н.Рубакиным, сыном выдающегося деятеля России.

Ниже идет текст третьей главы. Я постарался сделать его удобным для чтения. Но хотел бы предостеречь: эта глава не для беглого прочтения! Н.А.Рубакин - не "современный автор"! У него нет "воды", пустых связок в тексте. Здесь много очень глубоких мыслей, важных и для нашего времени. В его тексте все важно, в том числе структура. Обратите внимание, что делает автор в каждом абзаце, как он устроил эту важнейшую главу.



ЧТО ТАКОЕ ОБРАЗОВАННЫЙ, ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ ЧЕЛОВЕК?

Итак, первый вопрос, который встает перед нами, это вопрос о цели самообразования - о его основной задаче, о его конечном результате, достигнуть которого необходимо во что бы то ни стало. Цель и задача самообразования, если ее выразить в общих словах, заключается вот в чем: сделать из себя и надеясь только или главным образом на себя, и своими средствами, человека действительно образованного. Но за этим вопросом неизбежно встает другой- следующий, а вместе с ним - третий, неразрывно с ним связанный:

Во-первых, что такое образованный человек и, во-вторых, ради чего делать из себя такового? На эти вопросы прежде всего и надо ответить самому себе.

От ответов на них зависит и план, и размеры, и напряженность, и вообще характер всей самообразовательной работы.

Действительно образованный человек - не тот, кто считает себя "образованным". Даже неграмотные лавочники и урядники, и многие из тех, кто имеет возможность покупать себе "немецкое платье" и при его помощи причисляться к "чистой публике", даже такие считают себя образованными, хотя их душа - тьма кромешная. Действительно образованный человек не тот, кто окончил какое-либо, хотя бы даже высшее, учебное заведение, - мало ли неучей, узких специалистов или ловких карьеристов из них выходит! Не тот, кто перечитал на своем веку много, даже очень много, хотя бы самых хороших книг. Не тот, кто накопил в себе теми или другими способами некоторый запас, хотя бы и очень большой, разных знаний. Вовсе не в этом самая суть образования.

Самая его суть в том влиянии, которое оно может и должно производить на окружающую жизнь, в той силе, которую дает образование человеку для переделки окружающей жизни, во внесении в нее чего-то нового, своего в ту или иную ее область, в тот или иной ее уголок. Будь это образование общее или будь это образование специальное, все равно, его критерий - переделка жизни, перемены, в ней производимые при его помощи.

Величайшее счастье для человека - чувствовать себя сильным. Разумеется, мы говорим не о физической силе, а о силе духа. Величайшие реформаторы в науке и в философии - Ньютон, Паскаль, Спенсер, Дарвин - физически были людьми слабыми. Таких было немало и среди общественных деятелей. Вся суть в силе духа. Без силы духа нет силы и образования. Без образования, по нынешним временам, бессилен и дух. Этого еще мало, чтобы образованный человек имел твердые, определенные, точные знания и твердые, обоснованные, на них опирающиеся мнения. Нужно прежде всего, чтобы он был и борцом за свои мнения. Мнение, которого он не умеет доказывать, защищать от нападок или проводить в жизнь (широко ли, глубоко ли - это другой вопрос), не имеет особенной ценности. Особенно важно для нас, русских, для нашего родного народа, загнанного слепой и корыстной силой прошлого в мрачный тупик, понимать образование в смысле деятельной, реформирующей силы, и именно такой силы, потому что без этого грош ему цена. Мы все должны понимать образование как силу деятельную и светлую не только самое по себе (этого еще мало!), но именно по ее применению в общественной жизни.

Наибольшую ценность имеет для нас, для нашей родины в данный исторический момент не тот человек, который обладает более или менее обширными, глубокими, разносторонними, точными и достоверными знаниями; и даже не тот, кто умеет критически мыслить и вникать в окружающую жизнь, понимать ее в ее целом и в частностях, - этого тоже еще мало! Особенно ценны для нас те образованные люди, у которых есть отзывчивость, сила чувства, энергия, воля, те, кто умеет проникнуться до самых своих основ духом общественности. Этих-то, и только этих образованных людей мы и можем назвать людьми интеллигентными в лучшем смысле этого слова. "Что нам эти образованные, которые образованы лишь для себя и про себя! -пишет нам один рабочий. - Нам от таких ни тепло, ни холодно!"

Совершенно правильно. Не такие нужны России. Последнее десятилетие русской жизни показало достаточно ясно, каких именно образованных людей ждет народ и какими стараются сделаться многие наиболее умные, способные, отзывчивые люди из самых разнообразных слоев населения. Интеллигентный человек - это такой человек, который настолько знает и понимает жизнь, и ее ход, и ее потребности, и ее нужды, что в любой момент может проявить себя их действительным выразителем.

Понимать окружающую жизнь - вот первая задача образованного человека. Служение окружающей жизни, характер этого служения - вот пробный камень для оценки его. Кто бы вы ни были, читатель, молодой или старый, русский или инородец, мужчина или женщина, не забывайте общественного значения вашего образования и тем более самообразования. Русская история своеобразна и изменчива. Всякого из вас она может заставить в любой момент сделаться представителем жизни, ее интересов и потребностей, стремлений и надежд, выразителем ее насущнейших требований и работником и борцом за удовлетворение их.

Человек действительно образованный должен быть всегда готовым и заранее готовиться к тому, чтобы в любой момент, в случае нужды, явиться выразителем потребностей и нужд окружающей общественной жизни. Никакое образование, никакое самообразование не должно оставлять без внимания прежде всего этой возможности. <...>

Не в этом его деле, т. е. не в профессии и занятии самая суть человека, а в самом человеке, в его отношении к этому своему делу.

В очень темном уголке даже самая обыкновенная свеча - явление крайне важное и в буквальном смысле слова светлое, и делает важное дело, и даже может гордиться тем, что делает, тем, что вот она разливает свет там, куда еще не проникли никакие электрические лампы, да и проникнут ли, и когда?

Где есть свет - там не может не быть и распространения света на других. Если есть образованный, мыслящий, понимающий, вдумчивый, общественно настроенный человек, он не может обойтись без общественного служения и, во всяком случае, человек, неспособный выражать интересы жизни, не есть действительно образованный человек в самом лучшем, самом высоком смысле этого слова.

Такое наше определение его несколько расходится с обычным определением образованности. Нам могут возразить, что нельзя не отнести к числу образованных и людей ученых, чуждающихся общественной деятельности. <...>

Разносторонняя кабинетная ученость - тоже образование. Но еще выше стоит та ученость, хотя бы тоже кабинетная, которая за вечной истиной не забывает и злобы дня. В нашей книжке "Вечная слава" мы имели случай подробнее ответить на возражение такого рода.

Образованный человек - прежде всего слуга жизни. Но не только окружающей жизни, не только своего уголка, своего круга, своей семьи, своей личности. Образованность, понимаемая в лучшем смысле этого слова, исключает узость - узость мысли, знаний, понимания, настроения. Узость духа за деталями, за частностями не видит, забывает целое, многое, разнообразное, великое. <...>

Образованный человек - непременно разносторонний, а значит и терпимый человек. Он должен быть совершенно чуждым духу нетерпимости и идейной исключительности, и на каждое с ним несогласное мнение он не может не смотреть прежде всего как на факт, который нужно узнать и признать как таковой. Факты требуют вдумчивого изучения, обсуждения и разносторонней оценки. Таким образом, первая задача действительно образованного человека - не быть узким, выработать в себе разностороннее знание и понимание жизни и умение оценивать чужие мнения о жизни, имея свои собственные, фактически обоснованные. <...>

"Миросозерцание и жизненная задача и цель жизни каждого человека определяется его исторической обстановкой" (См. прим.1), условиями того времени и того места, той общественной и народной среды, в которой мы живем, хотя и не должны слепо подчиняться этим условиям. Задача образования может быть вкратце выражена следующими словами: оно должно "так направлять развитие человека, чтобы он стал способен понимать свою естественную и историческую обстановку и действовать в ней". "Образован тот, кто умеет вполне сознательно и убежденно определять свое отношение к мыслям и идеям, к жизненным формам и стремлениям своей жизненной среды".

Но ведь каждый народ, в свою очередь, распадается на различные круги, и в каждом из них - своя жизнь, свои интересы, свои нравы, свой уклад, словом сказать - свое содержание, своя более или менее особая жизнь. У разных людей далеко не одинаковы и задачи жизни, на которую особый отпечаток кладут и род занятий, и общественное положение, и пол, и возраст, и т.д. Говоря о своем образовании, а тем более самообразовании, ни один из нас не может не принимать в расчет всего этого. Бесспорно, каждый из нас, если он желает быть действительно образованным, должен выработать в себе способность принимать сознательное участие в общей и местной жизни народа; но кто именно и какое именно участие сможет принять в ней - это другой вопрос, который каждый человек может решить для самого себя особым образом. Это задача частная, хотя и не менее важная, чем задача общая. <...>

"Истинно образованным мы должны признать всякого, кто приобрел способность с того места, на котором он поставлен природой и судьбой, ориентироваться в окружающей действительности и создать себе собственный гармонический духовный мир, великий или малый - безразлично. Не количеством того, что знает или что изучил человек, определяется образованность, но силой и самобытностью, с которыми он усвоил изученное и которыми пользуется для уразумения и оценки представляющихся ему явлений. Поэтому нельзя не назвать образованным и крестьянина, прошедшего лишь курс народной школы, и, быть может, даже никогда не слыхавшего имен Гете и Шиллера, если он, разумно воспользовавшись теми средствами, какие были предоставлены ему обстоятельствами, создал себе цельное воззрение на естественный и исторический мир, в котором он живет, и если он умеет самостоятельно разбираться в своей сфере. Наоборот, мужчину или женщину, умеющих говорить о чем угодно, но только заученными фразами и чужими словами, мы не постесняемся назвать необразованными, хотя бы они представили свидетельство от всех учебных заведений и испытательных комиссий мира. Образованность определяется не материалом, а формою знаний" . <...>

ПРИМ.1. Цитаты, которые мы делаем в этой главе, взяты нами из прекрасной брошюры Ф. Паульсена "Образование". Изд. Сабашниковых. М., 1900.

Следующие признаки определяют образованного человека, но не каждый признак в отдельности, а все они в совокупности.

1)Умение вдумываться, оценивать, понимать окружающую действительность, ориентироваться в ней в любой момент и на любом месте, не теряя самостоятельности своего мышления, соблюдая возможное беспристрастие в своей оценке и стремясь проникнуть мыслью не только в форму явлений, и даже не только в формы жизни вообще, а в ее глубины, ее основы.

2) Разносторонние, точные, достоверные знания, на которые должно всегда опираться это уменье вдумываться, оценивать и понимать. Разносторонность знаний, как мы увидим ниже, необходима потому, что сама жизнь имеет многое множество сторон, тесно между собой связанных, слитых. Имея дело всегда с жизнью как таковой, нельзя же судить о многих сторонах по какой-либо одной. Достоверность знания необходима для того, чтобы не ошибаться при оценке качественной стороны, а точность их - при оценке количественной стороны тех явлений жизни, с которыми приходится на своем веку встречаться.

3) Активность - уменье действовать, вообще жить, проявлять себя вовне не как мертвую, пассивную силу, а как мыслящую, чувствующую, сознательную личность, которая вовсе не должна представлять из себя какую-то глину, из которой обстоятельства могут лепить какого угодно зверя. Активность заключается не в том, чтобы приспосабливаться к окружающей среде... <...>, а чтобы, напротив, в этой самой среде и даже в любой среде прокладывать дорогу для проявления своего ума, чувства,, воли, творчества, вообще для работы, для жизни. Активность - это наступательное отношение к жизни, способность реагировать на нее таким способом, чтобы раздвигать ее, подчас непомерно тесные, а то и бессмысленно узкие рамки, воплощая при всех возможных условиях в самой жизни то, что уже накоплено в душе. Разумеется, рамки жизни становятся шире только под напором активности, и потому активность, в конечном итоге, сводится к умению вести свою линию, не считаясь с препятствиями, обходя их, а то и устраняя путем борьбы. Активность - это и есть жизнь. Без активности нет образованности потому, что только путем активности может она оставить след в жизни. Без этого всякая образованность, в конечном итоге, сводится не иначе как к нулю.

4) Отзывчивость, способность не только видеть и понимать окружающую жизнь, но и чувствовать, переживать ее, уменье ставить самого себя в положение тех, с кем сталкиваешься в жизни, принимать в расчет чужие переживания - будь это чужое горе или чужая радость, любовь или ненависть, апатия или гнев. Отзывчивость - это уменье "не делать другим того, чего не желаешь, чтобы тебе делали". Отзывчивость - это чуткость к окружающей жизни, это своего рода "образованность чувства", как симпатии, так и антипатии, тонкость, уменье улавливать в других людях и во всем окружающем не только резко бросающиеся в глаза черты, но и едва заметные оттенки, и переливы их в пространстве и во времени. Отзывчивость, тонкость - это противоположность "дубинности", благодаря которой иной даже очень ученый человек больше похож на какое-то грубое животное, чем на человека в лучшем смысле этого слова. Отзывчивость лежит в основе любви к людям, она же мешает человеческой личности "превратиться в толстокожее". При посредстве той же отзывчивости личность, ею обладающая, как бы сливается с окружающей жизнью, с людьми, с обществом, человечеством, становится выразителем чего-то большого, стоящего за пределами отдельного человека, и что выше его...

Если в ком-либо все эти четыре качества налицо, это и значит, что человек, имеющий их, не только образованный, но и интеллигентный в лучшем смысле этого слова, независимо от того, много или мало он прочел книг, имеет или не имеет он того или иного диплома. Такой человек действительно сила, с которой не могут не считаться другие люди, и которая не может не оставить светлого следа в той среде, где она налицо. <...>

Вывод из этой главы таков: действительно образованный и интеллигентный человек не может быть образованным про себя и только для себя. Он - образованный для всех, он - одно из светлых явлений в том уголке, где он живет; он - источник, он - естественный распространитель света и вообще добра в своем уголке. Но ведь на таких-то людях и держится подъем, развитие, прогресс общественной и вообще исторической жизни. <...>

Это работа чисто практическая, которую действительно образованный человек не может не исполнять. Таким образом, повторяем, самая суть образованности не только в количестве знаний и правильности и глубине понимания, а в практическом служении окружающей жизни, в активном и отзывчивом отношении к ней. <...>

"Посмотрите, сколько сделала наука для выработки рациональных основ физической, нравственной и общественной гигиены, - писал когда-то один выдающийся русский ученый. - Наука учит нас, как устроить жизнь, чтобы сохранить здоровье, как поддерживать в хорошем состоянии людские сообщества, она указывает нам путь к умственному и нравственному благосостоянию. И вся эта огромная умственная работа остается мертвой буквой и не выходит из кабинета ученого! А почему? Потому что наука существует сейчас только для привилегированных, потому что социальное неравенство, разделяющее людей на капиталистов и наемников, обращает все научные указания относительно улучшения условий жизни в издевательство над девятью десятыми человечества. Выйдите только из кабинета Фауста, уставленного книгами, с запыленными окнами, не пропускающими дневного света, и посмотрите на все то, что делается вокруг вас. В наше время дело идет не о накоплении истин и научных открытий. Нет, нам нужно распространять и вложить в жизнь истины, добытые уже наукой, сделать их всеобщим достоянием. Мы должны стремиться к тому, чтобы все человечество стало способным их воспринимать, для того чтобы наука стала основой жизни, вместо того, чтобы быть предметом роскоши".

Этого ведь требует справедливость. И даже больше того: это в интересах самой науки. Наука только тогда прогрессирует, когда новые истины попадают в среду, способную их воспринять.

"Следует немножко больше думать о том строе всей жизни, при котором ученые изобилуют научными истинами, между тем как большая часть человечества обречена оставаться тем, чем она была пять, десять веков тому назад: рабами и машинами. В тот день, когда вы проникнетесь этой широкой, гуманной и глубоко научной идеей, у вас самих пропадет желание заниматься только чистой наукой. Вы скажете: довольно работать на услаждение жизни тех, которым и так хорошо живется; посвятим свои знания, способности и силы тем, кому живется тяжело, у кого вся жизнь проходит в темноте, в унижении и вообще в жизненных тисках".


Привет тем, кто добрался до конца! Не утомились?
Не показалось ли вам, что в некоторых местах Николай Александрович прямо говорит о нашем времени? Все в этой главе мне представляется настолько важным, что я бы хотел подробно разобраться, проанализировать ее.
Не знаю только, сделать ли это в следующем выпуске рассылке, или же оформить на страничке сайта, посвященном самообразованию в наше время. Боюсь утомить читателей рассылки своими рассуждениями.
Этот выпуск я оформил в формате HTML, надеюсь что не будет трудностей при чтении и у тех, кто получает рассылку в формате txt и у тех, кто использует формат HTML.

Всего доброго!

Hosted by uCoz