Hosted by uCoz

Выпуск 05

ЧЕЛОВЕК И МИР

        Добрый день, читатели!
       Этот выпуск задержался из-за моей поездки в Москву на ТРИЗ-Фест 2007. Учился у своих коллег, работающих в России и за рубежом, разрабатывающих инструменты понимания сложных ситуаций в бизнесе, в жизни. Те, кто хочет ближе познакомиться с Технологией Решения Изобретательских Задач, могут посетить сайты www.trizland.ru; www.metodolog.ru. На последнем опубликованы и будут публиковаться материалы ТРИЗ-Фест 2007.
        Отличие ТРИЗ-фестиваля в том, что он включает в себя несколько форм работы: саммит, где делают доклады ведущие специалисты - Мастера ТРИЗ, плюс конференция, где выступают все желающие познакомить коллег со своими наработками, плюс защита работ на звание Мастера ТРИЗ. Другое отличие в том, что собрания с участием Мастеров ТРИЗ это действительно пространство само- и взаимообразования специалистов по уникальной технологии, а не место, где "читаются научные доклады".

       А теперь, позвольте вернуться к рассылке.
     Хочу обратить ваше внимание, на вопросы, поставленные Николаем Александровичем Рубакиным. Одинадцать его вопросов составляют как бы задание, которое он сам себе поставил.  Культурно мыслящий человек не может писать вообще, как это часто делают. Он построил систему вопросов (систему - именно так!), позволяющих уже в самом начале, до написания работы предвидеть результат.  Часто встречаются в школьной да и в вузовской практике такие слова "тема не раскрыта". А что нужно для того, чтобы "раскрыть тему" - кто и где учит этому? Система вопросов позволяет самому себя проконтролировать, чтобы понять: до конца ли понята мной эта тема? не пропустил ли я чего-либо важного?
     Вопрос - весьма важный инструмент в управлении самообучением и самообразованием. Мы еще вернемся к этому  ценному средству.
       Вот первые два, наиболее трудные вопросы Н.А.Рубакина:
       1. Что такое человек действительно образованный?
       2. Какой же смысл, какая же цель жизни такого человека?

Здесь и далее курсив Н.А.Рубакина, выделение цветом - автор рассылки.

       Для того, чтобы найти "правильные" ответы на эти вопросы, системный подход рекомендует рассматривать систему "человек - Мир". Мир - это не просто состояние без войны, Мир - это пространство, годное для жизни, пространство, где живут СВОИ люди. Так я определил Мир для себя, у вас может быть иное видение.
       В отрывке, приведенном ниже, Н.А.Рубакин описывает видимую ему картину Мира. Познакомьтесь с этой картиной. Отличается ли она от той, что есть у вас? Да, кстати, а у вас есть Ваша Картина Мира? Какая она, что в ее входит? Каким вы видите Мир? И, разумеется, - себя в нем.

I. ЗНАМЕНИЕ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

       <...> Наш век называют веком открытий и изобретений в области всевозможных наук и искусств, и это название, как известно, он вполне заслуживает. Но еще с большим правом можно назвать наш век веком распространения наук и искусств, распространения знаний в массах народа.
       Науки не только идут вперед, но они находят все больше и больше путей и способов проникнуть в народную массу, в толпу. Изобретения и открытия, равно как и успехи теоретической мысли, не только не остаются в заключении в кабинетах ученых, в лабораториях и библиотеках, но они выходят, даже неудержимо стремятся выйти оттуда и делаются достоянием многих людей, правда еще не всех, но уже многих, нередко даже десятков и сотен миллионов людей.
       Люди науки, передовые бойцы мысли и знания, как авангард великой армии, несмотря на бесконечные препятствия, представляющиеся на каждом шагу, дружно и бодро подвигаются вперед, в область Непознанного и Неизвестного, идут шаг за шагом, но зато и не отступая ни на шаг.
       За ними идут, на разном от них расстоянии, многочисленные толпы народа, все человечество. Одни толпятся около передовых бойцов мысли и знания, другие несколько отстали, иные отстали еще больше, оттертые, и измятые, и изломанные той обстановкой, где им приходится идти. И чем дальше от авангарда, тем больше число отставших, тем больше таких, до которых доходят лишь самые ничтожные результаты от завоеваний передовых бойцов, а многочисленный, многомиллионный арьергард человечества теряется и теперь, как много веков тому назад, в грозной густой темноте...
       Такова общая картина движения современного человечества к свету и знанию. Много в ней есть сходного с тем, что было и тысячу и две тысячи лет тому назад; но у каждого века, в каждой стране есть и свои особенности. Если двигается вперед авангард, то и арьергард тоже не остается неподвижным. Каждый год выходит из его среды на свет и становится ближе, хоть на один шаг ближе к передовым бойцам, все большее и большее число людей. И никогда еще не выходило их так много, как в это столетие, когда нам приходится жить и работать, и это не только в Западной Европе, но и у нас, в России, особенно же за последние 10 лет. Явление это замечательно само по себе. На нем не только интересно, но и необходимо остановить свое внимание по тому неизмеримо важному значению, какое имеет для каждого человека вопрос об образовании вообще. Мы все-участники вышеописанного шествия; мы все стоим на том или ином расстоянии от передовых бойцов авангарда с одной стороны и арьергарда - с другой; мы сами служим авангардом для одних и арьергардом - для других. Словом, мы вполне, всецело охвачены общим движением века. Мы не можем, если бы и хотели, стоять от него в стороне. Мы связаны с ним миллионами видимых и невидимых связей и отношений, и никакие силы не могут нас оторвать от него... Нам остается только хорошенько вдуматься в свое положение, осмотреться и определить, куда идти нам самим и как помогать тем, кто идет за нами...
       Отношения авангарда к арьергарду и обратно - арьергарда к авангарду - в разные века бывают разные. Нередко бывало так, что, двигаясь хотя и к одной цели, они враждовали между собой: толпа избивала передовых людей, а эти последние презирали толпу и не хотели иметь с нею никакого общения... Не рискуя впасть ни в какие преувеличения, можно утверждать, что нет лучшего способа характеризовать исторический период, как рассмотреть, в каких отношениях находится авангард к арьергарду.
       Можно безошибочно сказать, что в настоящее время стремление к образованию проявляется в массах до такой степени напряженно, как не проявлялось еще ни в какие времена, и с каждым годом напряжение это возрастает. Сама жизнь неизбежным, роковым образом побуждает каждого человека вооружать себя знанием и пониманием. Чтобы жить, чтобы не умереть с голоду, чтобы не погибнуть в общем водовороте, чтобы приспособиться к этой сутолоке, идущей всюду вокруг, нужно не только знать какое-либо ремесло или художество (т. е. иметь образование специальное), но еще нужно иметь образование общее, нужно уметь разобраться во всем, что совершается вокруг, а для этого нужно, если можно так выразиться, уменье мыслить и понимать нужна известная широта кругозора, известная высота развития. Специальное образование сообщает человеку некоторый более или менее ограниченный круг знаний и некоторую совокупность навыков. Общее образование дает человеку широкое и цельное мировоззрение, оно дает ему понимание различных сторон мировой жизни, от бесконечно малых атомов до бесконечно необъятных небесных пространств, от микроскопических клеточек, из которых составлены организмы, до народов и племен, составляющих человечество. Как мир един, так и общее образование едино. <...>

       Очевидно, без общего образования человек не может достигнуть должного понимания какого бы то ни было явления, а значит- он не может быть и хорошим специалистом. Специалист-химик должен знать и физику, и математику, и историю этих наук, и физиологию, наконец должен, иметь способность к обобщениям, если он не желает только оставаться в области одних фактов. Стремление проникнуть в глубину своей специальности выводит человека за пределы ее. Таким образом, чтобы быть хорошим специалистом, нужно иметь общее образование; но чтобы жить - нужно быть специалистом.
       Древние и средние века не знали той специализации занятий, какую видим мы. Обеспеченные трудом низших классов, некоторые, очень немногие люди имели полную возможность заниматься лишь самоусовершенствованием. Новые века представляют совершенно иную картину: общее образование отступает нередко на второй план перед специальным, которое стало в настоящее время не чем иным, как способом добывать хлеб, а погоня за хлебом и борьба за существование отодвигает вопрос о самоусовершенствовании чуть ли не в область мечтаний. Между тем специальное образование должно не заглушать, а дополнять общее. Одно для другого необходимо; одно без другого немыслимо.
       Вот почему стремление к общему образованию то в большей, то в меньшей степени пробивается на свет даже в среде пасынков современного строя, т. е. тех классов, которые называются "рабочими", в среде людей физического труда, подавленных и даже раздавленных этим трудом, продолжающимся всю жизнь, чуть не от колыбели до могилы, по 12-16 часов в сутки. Усталые, утомленные, измученные работой, и эти люди неудержимо рвутся к свету, жаждут понимать окружающее, и нередко еще с большей любовью, чем сытые и пресыщенные счастливчики из обеспеченных классов. <...>
       В настоящее время масса удовлетворяет свою потребность в высшем образовании различными путями и средствами - случайными, разбросанными, не систематизированными.
       Все эти средства можно назвать средствами образования внешкольного, которое продолжается всю жизнь. Только при крайне неблагоприятных условиях общественной жизни образование прекращается для большинства людей тотчас по окончании курса школы. Там, где общественная жизнь идет вяло и медленно, там, весьма возможно, серенькая, однообразная действительность постепенно втягивает и засасывает   человека, как болото, и человек начинает рассуждать, что он "проживет и так". К счастью, это бывает не всегда и не везде, и, раз начавшись в школе, образование продолжается затем и вне школы. "Жажда знаний, - говорит проф. Кареев  - никогда не может быть удовлетворена при помощи одной школы, да и по многим причинам нежелательно было бы, чтобы последней принадлежала такая монополия" [Кареев Н.И. - "Рус. школа", 1891 г., октябрь.]. Область образования внешкольного гораздо шире, чем область образования школьного. Существуют не только разные пособия, помогающие человеку приобретать образование помимо школы, но и целые учреждения, служащие именно этой цели. Таковы, напр., библиотеки и читальни, музеи, публичные лекции, курсы, вечерние и воскресные школы, где занятия идут по несколько часов в неделю, чтения с туманными картинами  и пр. и пр.        
       Внешкольное образование не ограничено никакой программой и по существу своему разносторонне, как разностороння самая жизнь. Внешкольное образование не есть отрицание образования школьного, а лишь необходимое дополнение и расширение его. <...>
       Мысль о том, что народу нужно и возможно дать не только элементарное, но и высшее систематическое образование, всецело принадлежит XIX столетию и, можно сказать, составляет его славу. В этом заключается коренное отличие нашего времени от древних и средних веков. Мысль эта не только многими осознана, но и мало-помалу осуществляется на деле. Всякий может, всякий должен помогать ее осуществлению, работая по мере всех своих сил и для себя и для других



КАРТИНА МИРА В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

       Картина мира управляет человеком, его жизнью, его поведением. Если картина мира неверная, можно ли ожидать верных действий от человека. Вот как выглядел мир во времена Н.А.Рубакина...

       <<Люди науки, передовые бойцы мысли и знания, как авангард великой армии, несмотря на бесконечные препятствия, представляющиеся на каждом шагу, дружно и бодро подвигаются вперед, в область Непознанного и Неизвестного, идут шаг за шагом, но зато и не отступая ни на шаг.
       За ними идут, на разном от них расстоянии, многочисленные толпы народа, все человечество. Одни толпятся около передовых бойцов мысли и знания, другие несколько отстали, иные отстали еще больше, оттертые, и измятые, и изломанные той обстановкой, где им приходится идти. И чем дальше от авангарда, тем больше число отставших, тем больше таких, до которых доходят лишь самые ничтожные результаты от завоеваний передовых бойцов, а многочисленный, многомиллионный арьергард человечества теряется и теперь, как много веков тому назад, в грозной густой темноте...
       Такова общая картина движения современного человечества к свету и знанию. Много в ней есть сходного с тем, что было и тысячу и две тысячи лет тому назад; но у каждого века, в каждой стране есть и свои особенности>>.


       Я могу отчасти согласиться с Николаем Александровичем. Мое движение было именно таким:  "из грозной, густой темноты" послевоенного времени - к свету и знанию, добываемым передовыми бойцами. Мне повезло, кроме хороших школьных учителей были Учителя Жизни.
       Самым первым Учителем был Юрий Аркадьевич. Про таких как он говорят - "инженер от Бога". Сейчас он доктор технических наук. А когда-то, будучи простым инженером кафедры, он научил меня, студента второго курса видеть невидимое: рисовать картины электромагнитного поля, невидимого глазом. На самом деле он научил меня гораздо большему: научил писать отчеты и статьи, научил делать доклады о своей работе, научил делать работу со скрупулезной точностью, вылавливать и устранять погрешности и ошибки, понимать, что стопроцентной точности добиться невозможно и все же постоянно стремиться к ней.
       Но главное, чему он меня научил - видеть Мир "как он есть", - без иллюзий, в которых я пребывал тогда. Одна книга, рекомендованная им, поразила меня до глубины души. Автор Б.Данэм, книга называлась "Герои и еретики".
       Очень простая картина мира: есть герои, которых носят в мире на руках, и еретики, говорящие миру правду о нем. Сам Юрий Аркадьевич был еретиком от природы.  На книгах своей библиотеки он ставил экслибрис - личный знак, на котором была изображена молния, из облаков поражающая выдающуюся горную вершину.
       Он и до сих пор вполне соответствует этой картинке: выдаваясь из окружения своим умищем, своими суждениями он навлекал на себя громы и молнии окружающих, понимая, что ничего поделать нельзя. Подделываться под Мир он не мог.
       Потом были и другие Учителя. И все они стояли за свет и знание. Самое удивительное было в том, что они это делали легко и непринужденно.

       А сейчас вернусь к картине Мира, нарисованной Н.Рубакиным. Как она вам? Похожа на правду? Все-таки сто лет прошло и многое изменилось. Да и сам Николай Александрович говорит: "отношения авангарда к арьергарду в разные века бывает разное". Кто сейчас в авангарде? Кто отстает?
       Многих молодых людей волнует вопрос: как стать успешным? Эта картина помогает понять: успешен тот - кто успевает! Не схватить - успевает за передовыми бойцами, за теми, кто впереди.
       А кто сейчас впереди? И где фронт, а где тыл? А самое главное - где вы на этой картине?

       До новых встреч в Мире, читатели!