КАК ЧЕЛОВЕК РЕШАЕТ ЗАДАЧИ
Для того, чтобы человек решил задачу у него должны быть опоры - ориентиры разума. Опоры - это знания, необходимые и достаточные для решения жизненной задачи. Таких знаний много не нужно.
Пример. Для того, чтобы разжечь костер надо знать как расположить веточки, чтобы огонь загорелся с одной спички. То есть надо знать структуру веток, гарантирующую распространение пламени спички. А такая структура хранится у человека как образ, модель или опора.
Тот, у кого модель верная, быстро разожжет костер. У кого ее нет - будет долго мучиться, пока не найдет более или менее подходящую структуру.
КАК ЧЕЛОВЕК УЧИТСЯ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ
Советским психологом П.Я.Гальпериным и его последователями доказано, что человек может обучаться тремя способами.
При первом типе учения (обычном школьном) неизбежны пробы и ошибки учащегося в ходе решения задач. Метод "тыка" хорошо знаком каждому. Он действительно помогает найти опоры и новые решения. Но если задача нестандартная, то проб может потребоваться столько, что жизни не хватит. При таком обучении у человека создается неполная ориентировочная основа действий. Она не гарантирует безошибочного решения задачи, выполнения задания с первого раза. В таком обучении процесс усвоения правильных действий специально не организуют и от человека требуют просто заучивания "ориентировочной основы" - опор для мышления. Исследования П.Я.Гальперина показали, что заучивание не обеспечивает усвоения и применения знаний на практике для решения задач.
При втором типе учения выделяют полную ориентировочную основу действий, достаточную для правильного решения задач. Такая основа называется ориентировочной основой второго типа. При обучении подбирают систему адекватных задач, требующих выполнения данных действий, организуют процесс усвоения действий, обеспечивают обратную связь, то есть возможность коррекции действий.
При втором типе ориентировки любой ученик оказывается способным с первого раза безошибочно выполнить любое задание, для которого у него имеется соответствующая ориентировочная основа (алгоритм деятельности).
При третьем типе учения дается особая ориентировочная основа, не просто обеспечивающая учащемуся возможность безошибочного выполнения заданных действий, как при втором типе учения, но и дающая возможность самостоятельно строить ориентировочную основу для правильного выполнения того или иного конкретного задания (способ организации деятельности: вначале построй основу действий, а затем решай задачу). Такая ориентировочная основа действия (ООД) называется основой третьего типа. Процесс формирования действия организуется так же, как и при втором типе обучения.
Третий тип учения (и деятельности вообще!) обусловливает возможность человеку справиться с заданием, для выполнения которого ему соответствующих знаний не давалось. Внешне это выглядит, как проявление прирожденных способностей. В действительности же учащемуся были даны особые знания - ООД третьего типа, позволяющая самостоятельно строить новые знания, необходимые для выполнения конкретной заданной деятельности.
Экспериментальные исследования школы П.Я.Гальперина показали, что в процессе проб и ошибок при обычном обучении могут быть сформированы не только первый, но и отличные от него типы ориентировки, хотя первый является наиболее вероятным. Приоткрылась тайна "врожденных" способностей: в процессе жизни и деятельности может происходить стихийное выделение полной адекватной ориентировочной основы действий. Человек при этом может правильно выполнять новые, незнакомые ему ранее задания, но, как правило, он не в состоянии объяснить, чем руководствовался при выполнения задания (то есть отсутствует осознанность выполнения действий). Тогда сам человек или окружающие говорят о его интуиции или прирожденных способностях.
Советский инженер Г.С.Альтшуллер и его ученики разработали ТРИЗ - технологию решения изобретательских задач. ТРИЗ это система средств для решения сложных проблем в технике. С 1985 года ТРИЗ распространяется в систему образования, в менеджмент, в рекламу и PR и другие области человеческой деятельности.
НАШИ КУРСЫ
Основа нашей системы образования - два курса: "Научись учиться один раз и на всю жизнь" и "Основы изобретательности". Дистанционное образование построено как обмен заданиями и результатами их выполнения между преподавателем и студентом. Частота обмена зависит от вашей работоспособности и ваших обстоятельств.
Курс "Научись учиться один раз..." дает умение управлять собственным образованием. "Управлять" означает самому ставить цели, планировать и реализовывать свой собственный план своего образования, контролировать свое продвижение. В курсе даются средства управления своей работоспособностью, энергией в процессе обучения и опыт применения этих средств другими людьми.
Курс "Основы изобретательности" построен на сказках из книги "Азбука изобретательности" и ваших жизненных ситуациях. В нем используются отдельные элементы ТРИЗ: приемы, идеальный конечный результат и другие средства.
Обучение ТРИЗ построено на приемах, стандартах, законах, найденных для решения сверхсложных инженерных и управленческих задач. В предлагаемом дистанционном курсе обучения мы используем лучшие сказки из книги "Азбука изобретательности", практические и ваши личные жизненные ситуации.
Обучение продолжается примерно два месяца. За этот срок вы можете освоить основные понятия и приемы ТРИЗ. Освоить настолько хорошо, чтобы применять их в жизни. При необходимости можно продолжить обучение на курсе ТРИЗ, ориентированном на ваши профессиональные задачи.
Курс "Функционально- стоимостной анализ" является основой для понимания процессов человеческой деятельности и управления ими. На его основе можно понять процесс работы организации, отдела, управляющего организацией и менеджера любого профиля. Такое понимание позволяет выявить "узкие места" в процессе, что мешает, что вызывает дополнительные затраты энергии, финансов, ресурсов. И - самое главное - выработать неординарные решения по устранению. Курс ФСА можно осваивать с нуля, но потом все равно желательно пройти основной курс ТРИЗ или хотя бы "Основы изобретательности".
Мы рассказали здесь лишь о небольшой части курсов в рамках проекта "Разумное образование для разумной Жизни". Пишите, спрашивайте о других курсах. Мы готовы к сотрудничеству!