Разумное образование для разумной Жизни



       
МАЛЕНЬКИЙ ГАЛИСИЕЦ

       Там,   где   волны   разбиваются о крутые скалы,  в  Галисии, на краю испанской земли, жил в маленьком городе мальчик-подросток. Родных у него не было, кроме старшего брата, но брат уехал далеко - в славный город Кадис, где мачты кораблей, словно лес, поднимаются над лазурным морем, а тёплый ветер раздувает веселые паруса. Там он таскал с кораблей на берег тяжелые тюки с пряностями и зарабатывал неплохие деньги, а младший брат остался дома и должен был сам искать себе пропитание. Но недаром он родился в Галисии, - он был находчив и не унывал. Мальчишка стал торговать водой, подслащённой анисом, потому что, кроме воды, у него не было другого товара, и с утра до вечера на улицах города раздавался его звонкий голос:
       - Кому  продать?  Кто хочет пить? Кому  воды  со  льдом  налить? - и весёлые бедняки и даже знатные кабальеро за стакан прохладной сладкой воды бросали мальчишке медный грошик-сентаво.
       Но прошли знойные дни, подул с океана холодный ветер, и никто не стал покупать воду у проворного галисийца. Тогда он решил поехать к старшему брату в славный город Кадис - к тёплому лазурному морю. Он пришёл на пристань и обратился к капитану прекрасного корабля с королевским флагом на мачте.
       - Сеньор   капитан, - сказал  мальчик, - отвезите   меня  в славный  город Кадис,  где  мачты, словно лес, поднимаются над волнами, а тёплый ветер раздувает веселые паруса.
       Капитан сунул  руки  в карманы своего расшитого золотом камзола и ответил:
       - Конечно,   я   отвезу   тебя,   если   ты   заплатишь   мне   два дублона.
       - Но   у   меня   нет   ни   песеты! - воскликнул   мальчик. - Разве  ваш   корабль   недостаточно  велик,   чтобы  отвезти   меня подешевле?
        Капитан громко расхохотался:
       - Не тебе, нищему, плавать под королевским флагом!  Пойди,  поищи себе  грязную фелюгу,  на которой возят таких,  как ты, оборванцев!
       Тогда мальчик пошёл к капитану старого баркаса с чёрными продырявленными парусами. Он поклонился и учтиво сказал:
       - Сеньор капитан, отвезите меня в славный город Кадис, где мачты, словно лес, поднимаются над волнами, а теплый ветер раздувает весёлые паруса.
       - В   Кадис? - капитан  вынул  изо   рта  кривую  трубку  и проворчал: - Отвезу, ладно, если ты заплатишь мне две песеты.
       - Но  у  меня  нет  ни  сентаво! - воскликнул  мальчик. - По-моему,  ваш корабль достаточно  прекрасен,  чтобы отвезти меня бесплатно!
       - Ступай шутить в другое место! - рассердился капитан.
       Мальчик не растерялся и ответил:
       - Сеньор, разве хорошая шутка не стоит дороже денег?
       - Прекрати свои песни и ступай прочь! - заревел моряк.
       - Вы правы, сеньор, - подхватил галисиец, - песня стоит ещё дороже, и я докажу вам это на деле!
       - Как же ты это докажешь?- удивился капитан.
       - Ах,   уважаемый   сеньор, - с   поклоном   ответил   мальчишка,- давайте  уговоримся:   если   я  спою  песню,  и  она  вам понравится, вы отвезёте меня в Кадис на вашем великолепном фрегате и не спросите с меня ни сентаво!
       - Ладно, - ответил  капитан,  оскалив  зубы, - но  помни, что я терпеть не могу песен, и если ты не угодишь мне, я выброшу тебя за борт, как собаку.
       Мальчик проворно взбежал на борт судна, и вскоре же корабль вышел в открытое море. Он стал прыгать с волны на волну и раскачиваться с боку на бок, а капитан стал собирать плату со всех, кто плыл на его жалкой посудине. Наконец он подошел к галисийцу.
       - Плати! - мрачно  сказал  моряк,  но  мальчик  не протянул ему монеты, а вместо этого звонко запел, в то время как солёные брызги волн с головы до ног обдавали его и всех, находившихся на борту:

        - Сеньор капитан, торговаться не стоит:
                   Ты нас угощаешь солёной водою,
                   А я  угощаю всех сладкой водой,
                   Так  разве  же мы  не в расчёте с тобой?

       Услышав такую песню, матросы громко расхохотались, но суровый капитан даже не улыбнулся.
       - Плати,   оборванец! - закричал   он. - Мне   не   нравится эта песня!
       Мальчишка запел ещё веселее, не обращая внимания на волны, которые уже прыгали через борт и заливали ноги и матросам,  и путешественникам:

          -  Напрасно на песню ты сердишься,  право,
            А мне вот купанье твоё не  по нраву.
            За то, чтобы  воду морскую  глотать,
            Не стоит и медной монетки отдать!

       Но капитан даже не дослушал песни.
       - Дерзкий    мальчишка! - заревел    он. - Плати    деньги, или я сдержу своё слово и утоплю тебя в море, как собаку!
       Тогда мальчик запел третью песню:

           -  Грози, сколько хочешь,  сеньор  забияка;
              Не стану я в  море тонуть,  как собака,
              Уж лучше я руку в карман опущу,
              Тебе за дорогу сполна  заплачу!

       - Вот  эта  песня  мне  нравится! - воскликнул  капитан  и протянул руку за деньгами. Но мальчик отвёл его руку и рассмеялся:
       - Ловлю на слове, сеньор капитан!  Уговор - это уговор. Вам понравилась  моя песня, значит, - мы в расчёте!
       Капитан отвернулся и приказал матросам откачивать воду из своего славного фрегата, а через три дня маленький галисиец прибыл в Кадис, на берег лазурного моря, и встретился со своим любимым  братом.


ОПИСАНИЕ СИТУАЦИИ

       Заурядная ситуация - мальчику надо добраться до места назначения. Нестандартное условие - добраться надо без денег. Несмотря на полное нежелание владельца судна содействовать ему, мальчик заключает с ним пари на явно выигрышных для последнего условиях и выигрывает его.


АНАЛИЗ

       Что помогло мальчику добиться решения своей жизненной задачи?
       Надо воздействовать на другого, сделать его помощником в решении своей проблемы, когда он этого не хочет. Не правда ли, сложная задача?
       Мальчик действует методом проб и ошибок. Вначале обращается к капитану "прекрасного корабля с королевским флагом на мачте". Он сообщает, что у него нет денег и говорит: "Разве  ваш   корабль   недостаточно  велик,   чтобы  отвезти   меня подешевле?"
       Вот смысл его сообщения: на корабле достаточно места  для меня. Тогда капитан указывает на несоответствие его вида и вида прекрасного корабля под королевским флагом. Говоря современным языком - "первый класс не для вас".
       Тогда мальчик обращается к капитану баркаса: "По-моему,  ваш корабль достаточно  прекрасен,  чтобы отвезти меня бесплатно!" Смысл сообщения: на таком корабле как ваш еще должны платить деньги пассажирам за перевозку! Капитан сердится: "Ступай шутить в другое место!"
       Мальчик использует его слова о шутке и о песне. Он заключает пари на то, что споет песню, которая понравится капитану. И тот поддается на ловушку, будучи уверен, что легко сможет выиграть пари. Самонадеянность подвела его, и мальчик  достиг своей цели.
       Самое интересное то, как действовал мальчик, чтобы решить задачу. Есть правило: задача, которая не решается в один ход, решается в несколько ходов. Мальчик заключил пари с капитаном. Затем он вывел его из себя, распевая куплеты и сообщая в них, что не собирается платить за проезд. А когда тот разгневался и пообещал выбросить его за борт  - пропел приятные слова для владельца. Тот - забыв о заключенном пари - выразил удовольствие пропетым куплетом и проиграл пари.


ХАРАКТЕРИСТИКА СКАЗКИ

       Чудо, описанное в сказке, - способность мальчика, использовать слабости взрослого для решения своей задачи. Сильная сторона сказки в том, что слабый побеждает сильного. Слабость ее в том, что использованное решение трудно использовать как типовое для решения широкого класса подобных задач.



КРЕСТЬЯНИН И МОЛОДЫЕ СЕНЬОРЫ

       Крестьянин жил в деревне, а король - в столице, в Мадриде. Деревня была далеко от Мадрида, и, конечно, король ничего не слыхал о крестьянине. Зато крестьянин знал многое про короля.
       Он знал, что король живёт в огромном дворце, что ест он самые лучшие кушанья, что подают ему их на золоте, что у него множество слуг и все его боятся - не только слуги, даже министры, разодетые в шёлк и бархат. "И конечно, этот король ростом с великана! - так думал крестьянин. - Не будь он таким высоченным и сильным, почему бы люди стали его бояться!" Одним словом, захотелось крестьянину на короля подивиться, посмотреть на него собственными глазами.
       Пришёл к жене и сказал:
       - Марианна,   не  пойти   ли   мне  в   столицу  короля   посмотреть? Что ты на это скажешь?
       - Я скажу тебе, что ты последний дурень и не дам денег на дорогу, - рассудительно отвечала жена. - У нас в доме всего три реала, к зиме надо купить и то и другое, а король обойдётся и без тебя!
       Вот досада! Видит крестьянин - не легко с женой сговориться. А сам думает: "Как бы не так! Ведь я не молод, а до сих пор короля не видал. Если сейчас не схожу в Мадрид, так и не придется мне на короля поглядеть!"
       Делать нечего - пустился на хитрость. На другой же день снова пришёл к жене,  стонет:
       - Жёнушка,    зуб   болит!    К   цирюльнику   надо   бежать: пусть вытащит! - и  за щеку рукой держится.
       Жена знала, что частенько у мужа болят зубы. Поверила, пожалела:
       - Так в чём же дело?  Ступай!
       - Да цирюльник-то в Мадриде живёт!
       - В Мадриде?
       А муж как повалится на пол, как закричит. Перепугалась хозяйка:
       - Вот тебе три  реала.  Беги сейчас же, да скорей возвращайся обратно!
       Крестьянин схватил деньги - и за дверь.
       Идёт по дороге, радуется, песни поёт. Но мы знаем, что от деревни до столицы не близко. Три дня шёл крестьянин, за три дня чуть не все деньги проел: осталось всего-навсего полреала!
       Пришёл в Мадрид - на площади давка. Народ шумит, кони скачут - чуть с ног не сбили.
       - Что такое?
       - Король из церкви выходит!
       Протискался крестьянин поближе, видит: идут из дверей придворные, министры,  советники, а вот и сам король!
       - Эвива! Живи много лет! - закричал народ.
       А крестьянин даже плюнул с досады:
       - Ну и король! Смотреть не на что! И вовсе не великан. Правда, золота на нём навешано много: на груди - золото, на плечах - золото, на  шляпе, на  рукавах - везде  золото, а ростом такой, как все! Эка невидаль! - рассердился   крестьянин.- Знал бы - не ломал ноги трое суток.
Есть захотел. Пошёл на рынок.
       Сосчитал деньги - все карманы обшарил: полреала, и ни одним мораведи больше! А тут и на самом деле зуб разболелся.
       Остановился крестьянин против лавки пирожника, а продавец надрывается - во всё горло расхваливает свой товар:
       - Пирожки печёные, Сладкие, слоёные. Вкусней не бывало, за дюжину - полреала!
       Глаза у крестьянина разгорелись: "Вот это пирожки! Никогда таких не едал! На все деньги бы накупил, да нельзя - зуб болит. Не вытащу зуба - не дойти до деревни, а не поем - тоже ног до дому не дотащишь!"
       Так он стоял и думал и всё на сдобные пирожки поглядывал, не заметил, как подошли три молодых сеньора. Плащи до пят, шляпы с перьями, одним словом, - знатные господа. Увидали, что стоит человек, во все глаза на еду уставился, решили над ним посмеяться.
       - Эй  ты,   деревня! - закричали  ему  сеньоры. - Сколько съешь пирожков за один присест?
       - Я-то? - отозвался крестьянин, а сам от пирожков глаз не отводит. - Хоть сотню съем!
       - Сотню? - удивились сеньоры.
       - И ещё попрошу!
       Как принялись они хохотать:
       - Ни за что тебе не поверим. Не съесть тебе сотни!
       - Съем! Почему не съесть?
       Завязался спор. Крестьянин твердит: съем да съем! А сеньоры - свое: никогда не съешь! Собрался народ. Хохочут, кричат, одни:        "Съест!", другие: "Не съест ни за что!"
       Наконец говорят сеньоры:
       - Об заклад побейся, что съешь. А мы за все пирожки заплатим.
       А какой заклад у крестьянина? Вот тут-то он и смекнул, - говорит сеньорам:
       - Ладно! Пусть об заклад! А не съем - что хотите со мной делайте.   Хотите - побейте,   хотите - да  что  там:   ничего  для спора не пожалею. Вот зуб, видите, - и показывает им на свой больной зуб. - Не съем сотни - пусть вырвет мне зуб мадридский цирюльник!
       - Ешь,   начинай! - расхохотались   сеньоры. - Быть  тебе, дуралей, без зуба!
       Толпа расступилась, смотрят: подошел к пирожкам крестьянин, один съел не спеша, за другим тянется.
- Один!- считают сеньоры.
       А он уже и другой проглотил.
       - Второй! - кричит толпа. - Третий! Четвёртый!
       А крестьянин времени не теряет - пирожки в рот кладет.
       - Десятый! - кричат сеньоры.
       - Десятый! - кричит народ.
       - Двадцатый!
       - Двадцатый!
       А крестьянин всё ест да ест.
       - Да что он - бездонный? - смеются    в толпе.
       - Двадцать пятый! - считают сеньоры.
       Но крестьянин уже наелся. Шутка сказать - двадцать пять пирожков с начинкой съел! А пироги-то один другого больше! Съел и рот рукавом вытер.
       - Простите, - сказал, - сеньоры,   я   проиграл!   Не   могу сотни съесть.
       Что тут было!
       - Проиграл! - зашумела толпа.
       - Проиграл! - обрадовались    сеньоры. - Зовите    скорей цирюльника!
       А цирюльник уже тут как тут со своими щипцами. Увидев его, крестьянин скроил такую печальную рожу, что сеньоры ещё громче расхохотались.
       - Открывай рот! - кричат.
       Будто нехотя, открыл рот крестьянин, а цирюльник ухватился за зуб и давай
тащить. Цирюльник тащит, крестьянин кричит, а сеньоры смеются. Чем громче кричит, тем веселее смеются. Наконец вытащил зуб цирюльник.
       Расплатились сеньоры за пирожки, заплатили и цирюльнику сколько нужно и сказали людям, которые всё ещё толпились вокруг:
       - Видали дурня? За какие-то пирожки он расстался с зубом!
       А крестьянин в ответ:
       - Ну нет, я совсем не дурень. Не остались ли вы в дураках, уважаемые сеньоры?
       - Как ты смеешь?!
       - Вы платили за пирожки?
       - Платили.
       - И цирюльнику заплатили?
       - Сполна.
       - Вот и спасибо. Ведь зуб-то у меня и в самом деле болел! А теперь я сыт и здоров. Избавили вы меня сразу от двух несчастий: от голода и от больного зуба!
       Сказал и пошёл своей дорогой.
       Надвинули шляпы до самых глаз сеньоры и бегом с площади. А им вслед неслись хохот, свист и насмешки.


ОПИСАНИЕ СИТУАЦИИ
       
       Крестьянину надо решить задачу: посмотреть на короля. Для этого нужно попасть в Мадрид, преодолев сопротивление жены.
       Решив эти две задачи, он сталкивается с двумя новыми:
       - надо поесть без денег;
       - надо избавиться от больного зуба также бесплатно.
       Помогла ему глупость молодых господ, пожелавших развлечься.


АНАЛИЗ

       На первый взгляд ничего особенного нет в этой сказке. Однако вот что можно в ней обнаружить при внимательном изучении для решения других задач, более сложных.
       У любопытного крестьянина возникло предположение: "…конечно, этот король ростом с великана". Отсюда первая задача "посмотреть на короля", которую он решил не изобретательно: потратил все деньги на то, чтобы добраться до Мадрида. Создается впечатление, что никаких дешевых ресурсов под рукой не было.
       Результат тривиальный: гипотеза не подтвердилась, король оказался обычным человеком.
       А вот дальше потребовалось решить сразу две задачи: удалить зуб и поесть желательно бесплатно.
       Разумеется, ни с того ни с сего озарение - инсайт - крестьянина не посетило. Чаще всего так и бывает в жизни - никогда не дождешься инсайта.
       Так бы он и остался голодным и больным, если бы не глупость знатных молодых господ, желающих поразвлечься. Это называется в ТРИЗ - бесплатный даровой ресурс: на чужой глупости можно многое приобрести. И крестьянин сумел воспользоваться этим ресурсом. Он заключил пари с заведомо проигрышным результатом, зная, что будет расплачиваться удалением больного зуба.
       
       
ХАРАКТЕРИСТИКА СКАЗКИ

       Сильная сторона сказки в том, что герой решает несколько задач подряд по мере их возникновения. Задачи не слишком сложные, а в качестве ресурса используется недостаток разума у богатых господ. Слабость сказки в том, что герой решает личные и не самые актуальные задачи. Крестьянин мог бы лучше использовать свои способности.



КРЕСТЬЯНИН И ПОМЕЩИК

       Однажды крестьянин встретил на улице помещика и не поклонился ему. Помещик схватил его за рукав, спрашивает сердито:
       - Почему не кланяешься? Ты разве не знаешь, что я здешний помещик?
       - Знаю, - сказал крестьянин. - Только я не понимаю, почему я должен кланяться вам первый.
       - Ты забыл, что бедные всегда должны кланяться богатым! А у тебя меньше волос на голове, чем у меня серебряных слитков в сундуке!
       - А какое отношение имеет ко мне ваше богатство? - спросил вежливо крестьянин.
       - Я могу сделать тебя богатым! - ответил помещик. - Захочу - отдам тебе половину моих денег. Вот почему ты должен кланяться мне первым!
       - Но если у меня будет столько денег, сколько и у вас, зачем же я стану кланяться вам первым?
       - Хорошо! - закричал упрямый помещик. - Я отдам тебе все свои деньги, если ты будешь кланяться мне первым!
       - Если вы отдадите мне все свои деньги, - сказал крестьянин, - значит, я стану богатым, а вы окажетесь бедным. Но ведь вы сами же сказали, что бедный должен первым кланяться богатому. Вот и придется вам кланяться мне при встрече.


ОПИСАНИЕ СИТУАЦИИ

       Крестьянин не поклонился помещику. Состоявшаяся между ними дискуссия показала изобретательность мышления крестьянина и необоснованность требований помещика к нему.
       Собственно сказки нет. Есть житейская проблемная ситуация, в которой крестьянин выходит победителем. Чему же может научить эта не сказочная сказка?


АНАЛИЗ

       Крестьянин встретил помещика и не поклонился. Тем самым нарушил норму, установленную в обществе того времени. Крестьянин признался помещику  в том, что не понимает нормы "бедные всегда должны кланяться богатым", представ слабым перед собеседником, тем самым неявно предлагая ему занять сильную позицию. И помещик поддается, неосознанно взяв на себя решение задачи "обосновать норму", чтобы убедить крестьянина ее соблюдать.
       Задача труднейшая, поскольку основания нормы давно утрачены во тьме веков. Надо иметь весьма изощренный ум, чтобы ее решить.
Помещик же не обладает таким умом и видит основание нормы в величине богатства. И крестьянин убедительно показывает ему безосновательность нормы и  претензий к нему.


ХАРАКТЕРИСТИКА СКАЗКИ

       Норма очень важное средство, используемое в нашем мире и важно понимать тонкости его применения. И очень редко встречаются такие прекрасные описания борьбы вокруг нормы - невидимой, но управляющей людьми сущности.



КУВШИН ИЗ СЕРОЙ ГЛИНЫ

       Крестьянин всю жизнь откладывал медные деньги на чёрный день. И вот пришла старость, крестьянин ослеп и не мог уже работать в поле, но не погиб от голода, потому что во дворе, возле дома, под высокой финиковой пальмой у него бы зарыт большой кувшин из серой глины, до краёв наполненный медяками.
       Каждую субботу вечером, после захода солнца, слепой входил во двор, разгребал руками землю и вынимал из заветного кувшина несколько медных монеток, чтобы прожить до следующей субботы.
       Прошёл год. Но крестьянин не унывал, так как у него все ещё оставалось порядочно денег.
И вдруг в одну из суббот слепой не нашёл кувшина на месте. Сколько ни шарил он руками под высокой финиковой пальмой, не мог ничего нащупать: осталась в земле от кувшина только глубокая круглая ямка.
       Бедняга        понял, что деньги у него украли. Но кто же мог это сделать? Наверное, кто-нибудь из соседей! Но соседей у крестьянина было двое - один справа, а другой слева. Справа жил бедняк, а слева - богач-торговец. Конечно, бедняк  больше нуждался в деньгах!
"И всё-таки, - подумал слепой, - никогда бедняк не позарится на гроши такого же, как и он, горемыки! Значит, деньги вырыл другой сосед". К тому же окно богача выходило как раз во двор слепого, и из него легко было подсмотреть, как крестьянин зарывал под деревом свои сбережения. "Чем больше человек богатеет, тем жаднее становится", - подумал слепой и постучался в дом богача.
       Конечно, он не сказал торгашу ни слова о своей пропаже.  А начал так:
       - О сеньор сосед! Я очень болен и чувствую, что скоро умру. А у меня есть деньги - много денег. Я копил их всю свою   жизнь   и   накопил   целый   кувшин   медных   монет.   Этот кувшин из серой глины я закопал во дворе, под высокой финиковой пальмой. Что же будет с ним после моей смерти? Ведь нет у меня ни родных, ни друзей. Так вот, сеньор ваша милость, я решил оставить все мои денежки вам, потому что вы всегда были для меня добрым соседом. И я оставлю вам не только медные деньги. Нет, у меня есть ещё горшок с серебром. Он спрятан в другом месте. Но чтобы вы могли взять все мои деньги сразу, я завтра же закопаю горшок рядом с кувшином под высокой финиковой пальмой.
       Богач внимательно выслушал его и долго благодарил. Когда же крестьянин ушёл, взял заступ, потихоньку пробрался во двор слепого и закопал кувшин с медяками на прежнем месте.
       "Теперь мне достанутся не только медные деньги, но и горшок с серебром!" - радовался богач. Но радовался напрасно, потому что слепой на другой же день выкопал свой кувшин из серой глины и спрятал его в надёжном месте.
       А вечером снова постучался в дом богача и объявил ему, громко плача:
       - Сеньор ваша милость! У меня всё украли! И горшок, и кувшин - все мои сбережения! Всё до последнего сентаво! Идёмте скорее ко мне во двор!
       Он привёл богача к высокой финиковой пальме, и тот убедился, что под деревом нет ни горшка,  ни кувшина.
       Богач понял, что слепой перехитрил его, но как быть? Не тащить же слепого к судье за то только, что взял он назад свои собственные медные деньги!


ОПИСАНИЕ СИТУАЦИИ

       Кажется, что слабому и слепому невозможно  победить сильного, богатого, зрячего. Ситуация выглядит предельно неразрешимой. Но слепой использует свой разум и главное  свойство богача - жадность.
       Потеряв горшок с медными деньгами, бедняк строит новую ситуацию, вводя еще один горшок - несуществующий, копию первого, но с серебряными деньгами.
       Нарисовав приятную картину будущего, пообещав оставить все деньги богачу, крестьянин заставляет того вернуть единственный горшок с медными деньгами на место и забирает его.


АНАЛИЗ

       Утратив по неразумности свое состояние, бедняк находит способ вернуть себе деньги. При поиске решения можно использовать ИКР - идеальный конечный результат: богач САМ возвращает мне мои деньги. Надо лишь создать условия, при которых он захочет это сделать.
       И крестьянин использует прием объединения, соединяя имеющиеся ресурсы: жадность богача, несуществующий горшок с серебряными деньгами, затмевающий тому рассудок.
       Есть еще один важнейший ресурс, без которого такое решение невозможно. Это хорошие долговременные отношения с богатым соседом. Именно опираясь на них, бедняк может сказать: "я решил оставить все мои денежки вам, потому что вы всегда были для меня добрым соседом". Поскольку это правда, ему можно было верить.
       Красивое решение всегда строится на дешевых ресурсах.

       Итак, бедняк построил свое решение, соединяя "твердое и пустое". Твердое - кувшин с медными монетами, добрые отношения с соседом. Пустое - выдуманный кувшин с серебряными монетами и намерение все деньги оставить богачу. Соединение твердого и пустого всегда дает пустое, утверждает китайская мудрость. Но бедняк показал богачу только твердое - и выиграл. Богач же остался при своих ценностях.


ХАРАКТЕРИСТИКА СКАЗКИ

       Прекрасная сказка! В короткой истории описано как человек сам создал себе проблему и как сам ее решил, используя силу своего разума и дешевые ресурсы.
       Сила сказки также в том, что герой использует нематериальные ресурсы: добрые отношения, выдуманный кувшин, жадность и незнание богача. Слабость сказки - в том, что герой использует обман, портит отношения с соседом, закладывая возможно новые проблемы в будущем.

 
 
 
Глава 2. О тех, кто умело решает свои проблемы...

       В этой главе собраны сказки о людях изобретательных, легко решающих свои проблемы.
       Сказка "Маленький галисиец" о мальчике, сумевшем преодолеть море и жадность владельца корабля. Герой сказки "Крестьянин и молодые сеньоры" успешно использовал глупость молодых богачей для решения сразу двух своих проблем. В сказке "Крестьянин и помещик" изобретательность крестьянина побеждает спесивость помещика.
       Слепой бедняк в сказке "Кувшин из серой глины" допустил оплошность и потерял свое состояние, но благодаря своему уму сумел его возвратить. Мальчик Саншу в сказке "Как Саншу в пастухи нанимался" испытывает своих хозяев и находит самого разумного их них. Сказка "Материнская любовь" о простой женщине, сумевшей наглядно показать своему сыну как надо делать свое дело.
На главную
Глава 1
Заказать книгу


 
написать
заказать книгу
Славные изобретения стоят в Музее артиллерии!
АЗБУКА  ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОСТИ. СКАЗКИ ДЛЯ ВСЕХ
 
 
 
 


 
наверх
Hosted by uCoz