IV ОБЩИЙ  ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

       Тот, кто начинает работать над самообразованием, этим самым уже расширяет свою жизнь во все стороны.
       Если он принимается за эту, не столько трудную, сколько приятно-жгучую работу, этим самым он уже показывает, что в нем есть сила, есть кипение жизни, есть работа мысли, есть живое чувство, есть, наконец, воля, которая не позволяет ему "жить, как все", прозябая в обыденщине и беспомощно сложив руки.
       У разных людей самообразовательная работа начинается по-разному, с разных концов, то под влиянием побуждений умственных, то под влиянием чувств, по соображениям то идеальным, то практическим. Но что бы ни побуждало к ней, самая работа требует общего плана, общей схемы - требует ответа на такие вопросы:

       1. Что предстоит совершить?
       2. С чего начать?
       
       На первый из этих вопросов мы даем ответ в этой главе, на второй - в одной из следующих.
       Человеку, который работает над самообразованием, предстоит прежде всего раздвинуть свой кругозор, выйти из своего угла, в котором он до сих пор сидел, и, так сказать, осмотреться во Вселенной, в том бесконечно громадном здании, в котором ему приходится жить волей-неволей.
       Надо прежде всего узнать: да какие же отделения существуют в ЭТОМ гигантском здании? И каковы особенности каждого этого отделения, что они представляют каждое в отдельности и все вместе? Из какого материала здание построено? Какие силы в нем действуют, по каким правилам? Как распределились эти материалы и в пространстве и во времени? Какие перемены с ними и с их распределением совершаются и совершались? И что находится, что происходит и происходило в том отделении, в котором я сам живу и борюсь? Наконец, нужно еще узнать, каким же способом получить на все эти вопросы действительно достоверные и точные ответы? Какими способами и методами проверить их правильность? Как убедиться, наконец, что в данном случае не ошибается ни мой глаз, ни мой ум? Во все эти вопросы необходимо вдуматься и на них поискать ответы.
       Обыкновенно они даются так:
       Все существующее, и близкое и далекое, и настоящее и прошлое, возможно тщательно изучается разными способами, идеал которых - точность и достоверность. Для удобства все существующее изучается по частям и по отдельным сторонам, напр.: строение и деятельность человеческого тела и психики ("души") особо, законы человеческие особо, вещества, из которых состоит то же самое тело, и их свойства - тоже особо, движение и законы движения мельчайших частичек этого вещества - атомов и крупнейших звезд и других светил - тоже особо и т. д. Все распределено, рассортировано, исследование и изучение всякой области, всякой стороны жизни находится в руках особых специалистов, главным образом и сосредоточивающих свое внимание на какой-либо одной стороне или на нескольких смежных. То, что специалистами узнано о той или другой стороне жизни с большей или меньшей точностью и достоверностью и что ими формулировано, называется наукой. Наук, как известно, очень много и с течением времени становится все больше и больше. Правда, все они в своей совокупности говорят об одной и той же, все о той же Вселенной и о ее жизни, но, благодаря раздельности науки от науки, нередко кажется, что все они говорят как будто о разном - не о разных сторонах, а о разных областях, лежащих вроде как рядом одна с другой, но между собой не совпадающих.
       И все к этому привыкли. Все думают, убеждены, что так и быть должно, что иначе и быть не может, - как же так сразу объять необъятное и изучить все и со всех сторон?
       А таким образом и благодаря этому происходит вот что: изучение Вселенной, изучение жизни в ее целом сводится, в конечном итоге, к изучению лишь некоторых отдельных ее сторон, а изучение этих сторон сводится к изучению отдельных наук. Другими словами, разностороннее изучение сводится к одностороннему, неразложимая, по существу. Вселенная и ее жизнь мысленно рассекаются, разлагаются.
       Все это, разумеется, и очень полезно, и необходимо, и вообще разумно в целях удобства и точности изучения. Но нехорошо вот что: распределять Вселенную по наукам - к этому все привыкли, но мысленно слагать все узнанное и изученное снова в единое неразрывное целое - вот об этом-то заботятся гораздо меньше. Односторонние науки так и остаются отдельными науками, когда их изучают одну за другой. Но ведь, чтобы вновь построить из них Вселенную как нечто единое и слитое, для этого недостаточно изучить хотя бы даже все науки. Необходимо еще изучить и понять их объединенность, их совпадение, их склейку, их соединение, их сообщество - систему. Словом, необходимо так соединить в своем уме все, что добыто отдельными науками, чтобы о раздельности разных сторон одной и той же Вселенной и помину не было, потому что эта раздельность на самом-то деле не существует - она выдумка человеческого ума, мираж, видение...
       Вот один из многих примеров, доказывающий эту, в сущности, простую истину, которая перестала быть очевидной главным образом потому, что все мы еще на школьной скамье изучаем не Вселенную, а отдельные науки, словно готовясь подходить к ней только с одной или нескольких сторон и самым ученым способом забывать о ней как о едином целом.
       Вы сами, читатель, можете служить для себя самого таким примером. Вы - личность, вы - единое целое. И тем не менее в себе самом вы отличаете великое множество сторон, как и во всяком другом, несомненно существующем факте. На вашем примере вы лучше всего можете уяснить себе отношение науки к жизни, отношение отдельных сторон и их частичного изучения к их целому. И правда, вас изучают с самых различных сторон десятки, если не сотни отдельных наук, а вы тем не менее по-прежнему представляете из себя нераздельное целое, а не одну какую-либо сторону вашего существования. Да ведь ее, в вашем лице от других ваших сторон даже и вы сами не отделите - так она слита с другими вашими же свойствами и качествами. Так, напр., вы - гражданин, член общества, государства. Какие у вас права? В каких отношениях находятся эти ваши права к правам других таких же людей, как вы? Какие права у вас могут быть, а каких пока что не может-в семье, в обществе, в государстве? Нужен целый ряд юридических наук, чтобы осветить только одну эту сторону вашей жизни и вашей личности, как и других таких же людей.
       Но как же оторвать эту вашу сторону от материальной стороны вашей жизни? Ваша материальная жизнь, как и всякого другого человека, тоже изучается целым рядом наук экономических, напр., политической экономией, науками о государственном хозяйстве, о финансах, о промышленности, торговле и т. д., и т. д. Богаты вы или бедны? Каков ваш доход? Большой или малый? Почему же он такой, а не иной? Причиной этому вы сами или общие условия   жизни, общественное   устройство вообще или особенности того общественного класса, к которому вы принадлежите, той профессии, которая кормит вас? Все это вопросы, касающиеся вас лично, и целый ряд наук изучает экономическую сторону вашей жизни, распутывает как житейские мелочи, так и сложнейшие факты экономической жизни и далеко еще не может распутать их окончательно.
       Но дело еще сложнее, потому что юридическая сторона вашей жизни, в сущности, неотделима, тесно связана с экономической; попросту сказать, ваши права тесно связаны с вашими доходами, а ваши доходы с вашими правами. Можно отделить, ограничить юридические науки от экономических, но такую же ясную границу между доходом и правами не очень-то и не всегда и не везде проведешь. Другими словами, на бумаге, в книге науки разделены, а в жизни- слиты. Изучение самого себя, своей жизни, общественного положения только с одной экономической точки зрения лишь запутывает понимание жизни в ее целом и очень мало уясняет ее. Изучите подробно хоть все политические экономии - они вам ничего не уяснят, если вы только ими и ограничите "просветление своего ума".
       Но то же самое и с другими науками, и с группами наук. Вы как гражданин мыслите, чувствуете, действуете, участвуете в общественной жизни, отстаиваете свои интересы, добиваетесь для себя, да и для своего класса или сословия новых прав. Кто вы такой и как вы сделались таким? Ответ на эти вопросы дает опять-таки целый круг наук, - история, география, психология, антропология и т. д., и т. д. С общим ходом исторической жизни, как известно, переходят из страны в страну и идеи, и учреждения, и нравы, и обычаи, и верования, привычки и даже инстинкты. В каждом из нас есть что-нибудь пришедшее к нам и из Франции, и из Англии, и с Востока, из глубокой древности, и из греко-римских и даже из доисторических времен. Что же именно и откуда пришло? Что в вас своего, национального, и что чужого, не национального или интернационального? Иногда кажется, что изучать историю - это то же, что лезть в какую-то особую область, от вас далекую. Но нет, это значит изучать самого же себя; и то, что вы о себе узнаете и как себя разберете и оцените с исторической точки зрения, в сущности, неотделимо от других ваших сторон. У вас какие-то права и доходы, но ведь они стали такими не сразу, их сделал такими ход истории.
       В зависимости от вашего материального и юридического положения вы воспринимали то такие, то иные заграничные влияния. Так, напр., в XVIII в. французское влияние коснулось только помещиков и вообще богатых людей, в XIX в. идеи социализма из Франции и Германии сильнее всего действуют на рабочий люд, уясняя ему его положение по существу. Вместе с изучением закона божия в наши головы входит много такого, что произведено Византией, а вместе с латинским и греческим языком - идеи и чувства древних римлян и греков. Знакомство с литературой других народов дает каждому из нас элементы всех стран и всех веков. И все это ассимилируется, сливается, спаивается, делается составной частью каждого из нас, влияя на все прочие стороны нашей духовной жизни.
       Нечего и говорить, что и духовная сторона нашего я, изучаемая отдельно от других сторон особой наукой - психологией, вовсе не отделима от этих последних, потому что все наши действия, наши мысли, чувства, желания, побуждения и т. д. всегда с нами и в нас и влияют и на правовую, и на экономическую, материальную нашу жизнь. Тут уж не приходится говорить, что "психология" далека, напр., от "политической экономии" или "государственного права". В вашем лице, читатель, все это соединено вместе, и первое, что вы должны сделать, это не забывать, что за отдельными науками стоит не что иное, как единство жизни.
       Но то же самое можно сказать и про науки, изучающие ваше тело. Изучать только его, не обращая внимания ни на ваше материальное и вообще общественное положение, ни на состояние вашей души, не может ни один доктор. Правда, когда-то всякий доктор, готовясь к экзамену, изучал устройство и жизнь человеческого тела вообще, независимо от того, ваше оно или не ваше. Но и тогда, даже при таком самом изучении вообще, доктору пришлось изучать гигиену, науку о сохранении здоровья, которая очень подробно изучает те условия жизни, при каких человек бывает здоров или нездоров. Гигиена, а в особенности гигиена общественная, трактующая об общественном устройстве с точки зрения народного здоровья, - это своего рода мостик между анатомией и физиологией и политической экономией и правом. Такие мостики, т. е. как бы переходные науки, существуют между всеми ее отделами. Кажется, астрономия очень уж далека от физиологии и психологии. Но на деле оказывается, что всякий человек, в какой бы области он ни действовал, нуждается во всех науках.
       Найдено, напр., что анатомическое устройство глаз и мозга и психическое состояние астронома сильно отражается на качестве астрономических наблюдений, на работе при помощи телескопа, на ее точности и достоверности. Между науками общественными и астрономией в жизни опять-таки тесная связь. Всякий, напр., знает, что жизнь идет по календарю и часам, а точность календаря и часов, которыми и вы, читатель, не можете не пользоваться, устанавливается астрономией, - это ее великое историческое дело, глубоко жизненное и практическое. Значение календаря и часов особенно сказывается во время путешествий - а кто же теперь не путешествует, волей или неволей? <...>
       Работает ваша психика, т. е. каждая клеточка вашего мозга, каждая нервная нить, работают все другие органы и их клеточки, все частицы, из которых эти клеточки составлены, все атомы, составляющие каждую из этих частиц. Внутри вас, в эту самую минуту, вещество превращается в вещество, один вид энергии в другой. И все эти явления влияют одно на другое, наглядно показывая и доказывая полное единство чрезвычайно сложной и нераздельной жизни.        Человек - это как бы центр всех наук; даже таких, как зоология и ботаника. Поскольку человек - животное, его изучает, как известно, зоология, одним из приемов которой является сравнение - сравнение той или иной стороны человека с теми же сторонами других животных. Но в изучении животных, особенно низших, играет очень важную роль их сравнение с растениями - организмами другого порядка. Только путем изучения организмов животных и растительных идет наука к пониманию жизни вообще - таких основных явлений ее, как питание, рост, размножение, движение, чувствительность и т. д. Эта наука касается нас постольку, поскольку человечество пользуется в настоящее время животными и растительными продуктами в своей жизни: давно сказано, что каждый человек "есть то, что он ест". А сводя все предыдущее к одному, скажем: каждый человек есть клубок жизни - та точка Вселенной, где сливаются воедино все науки. <...>
       Как уже было выше сказано, каждая из наук по необходимости одностороння и однобока. Сколько ни изучайте какую угодно из них, вы, благодаря ей одной, не узнаете жизни. Иные читатели думают: "вот я изучу историю, политическую экономию, астрономию (кто что, смотря по вкусу) и пойму жизнь". Оставим в стороне эти иллюзии и надежды. От изучения какой-либо науки, от усвоения ее истин, усвоения даже самого отчетливого вы, кроме одностороннего отношения к жизни, ничего не приобретете. Вы таким способом даже приучитесь к односторонности понимания. Вы станете терять чутье жизни и ее правды, как теряют ее все специалисты, не имеющие общего образования. Вы станете забывать о других сторонах того же самого целого, станете мысленно разделять нераздельное.        
       Но ведь в этом-то и заключается слабость книжного понимания, мышления, знания и вообще слабость книги. А нам всем не слабость нужна, а сила, другими словами, разносторонность, вникание не в книгу и даже не в науку, а в жизнь. На это мы обращаем особое внимание читателя, в отличие от всякой другой постановки дела самообразования. Не забывайте односторонности всякой науки в отдельности, не забывайте за книгой самой жизни. Поэтому дело самообразования нужно вести так: выясните перед собой хотя бы в самых общих чертах вопросы или области жизни, особенно нужные, важные, интересные, жгучие для данного читателя, и затем изучайте любой вопрос при помощи многих наук, возможно большего их числа, даже всех наук. Только тогда вы дойдете до света знания и понимания. Науки вроде как цвета спектра - у каждой науки свой особый цвет, а все они вместе, весь их ряд и составляет спектр. Все они недостаточно светлы, каждая в отдельности. Но наложите все цвета спектра один на другой - и получите белый цвет, самый светлый из всех. Иногда и из двух-трех цветов (дополнительных) можно получить белый цвет, налагая один на другой. То же и среди наук, как мы увидим дальше, можно различать такие (две, три или несколько), которые в своей совокупности дадут данному читателю определенно достаточный для него свет знания.
       Таким образом, отделять понятие науки от понятия знания и понимания крайне важно и практически полезно.
       Каковы же выводы из всего предыдущего? С практической, как и теоретической точки зрения это выводы тоже очень важные. Состоят они в следующем.
  1. Цель образования, как и самообразования, вовсе не заключается в изучении отдельных наук - таких-то и в таком-то количестве. Многие говорят: я изучу такие-то науки и буду образованным человеком. На это можно ответить: сколько ни изучайте вы их - вы никогда не сделаетесь действительно образованным человеком, если изучите хотя бы подробно-подробно, как самый заядлый специалист, только отдельные науки.
  2. Цель самообразования в знании и понимании единой, нераздельной жизни - жизни как единого целого, жизни, которая течет и в вас и вокруг вас, унося нас всех вместе с собой. Каждое явление, каждая область жизни имеет множество разных сторон, изучаемых разными отдельными науками. Изучать эти последние отдельно необходимо лишь для того, чтобы возможно скорее сложить их все вместе, ради знания и понимания жизни как единого целого. Таким образом:
  3. Изучение отдельных наук - это не более как первая из первых ступеней к этому знанию и пониманию. Это прием, если, в одном смысле, и удобный и даже необходимый, то в другом опасный, так как приучает к односторонности мышления, односторонности знания, односторонности понимания, иначе говоря, к методическому искажению действительности.

       Практический же вывод из вышесказанного таков:
4. Принимаясь за работу над самообразованием, гораздо выгоднее, в целях общего развития, а также и практической жизни, вести свою работу по вопросам, а не по наукам, но всякий вопрос освещая данными всех главнейших или вообще многих наук. Только таким способом можно действительно ориентироваться в той или иной области, "осмотреть ее во всех смыслах" и понять ее возможно ближе к тому, что она из себя действительно представляет.

       Выражая все вышесказанное короче, приходим к такому выводу:
       Цель самообразования - синтез. Что касается до анализа, то он не более как средство к синтезу.
       Но этим вопрос еще далеко не исчерпывается. Он вызывает за собою следующие:
       Можно ли достигнуть цели, т. е. синтеза, не овладев средством, т. е. анализом?
       В школах наших нам говорят: "нельзя". Нас натаскивают там иногда даже по многим наукам, каждый преподаватель старается сделать каждого из нас вроде как специалиста по своей науке, уча подходить к жизни по-своему: химик - со стороны химической, физик - со стороны физической, историк - со стороны исторической, "батюшка" - со стороны церковной и т. д. А кто же думает о синтезе, об объединении, слиянии всех этих наук в единое понимание единой жизни?
Никто! Это предоставляется самому ученику.
       Но ведь это слитие, синтез и представляет из себя труднейшую задачу образования и самообразования. От ее-то разрешения и зависит деятельность, то есть жизнь человека. И не всякий в силах исполнить эту задачу собственными средствами. Помошь необходима и здесь. Но ее-то и не оказывается...
       В деле самообразования, думается нам, необходима иная постановка. Правильная постановка самообразования должна быть с первых же шагов направлена к синтезу.
       И она не только должна, но и может быть направлена к нему, и к тому же без всякого ущерба как для количественной, так и для качественной стороны дела.
       То, что мы будем говорить дальше, заключает в себе ответ на вопрос - "каким же способом это сделать".




Выпуск 6

Добрый день, читатели!

       Прошу прощения за задержку выпуска. Много было важных событий за прошедшие недели. Одно из главных - закончил книгу "Азбука изобретательности в сказках". Пока она вышла в электронном виде и с первыми двумя главами можно познакомиться на сайте human-life.narod.ru. Там же есть страница с архивами выпусков данной рассылки.
 
       А теперь вернусь к рассылке.
       Позвольте напомнить общий план нашего продвижения к самообразованию в современном мире.
       Картина видится такой: за прошедшие сто лет Мир не просто изменился до неузнаваемости, он стал меняться гораздо быстрее, чем во времена Н.А.Рубакина. А желание каждого человека жить, и не просто жить, а жить хорошо, счастливо осталось, не так ли?
       Для того, чтобы жить в быстроменяющемся Мире надо его ПОНИМАТЬ. А для этого, пишет Н.А.Рубакин надо "вооружать себя знанием и пониманием".
       Здесь не могу не поделиться воспоминанием. Когда в 1987 году я прожил семинар по ТРИЗ (технологии решения изобретательских задач), испытал два незабываемых ощущения. Первое -- я, инженер с 20-летним опытом, ВПЕРВЫЕ В ЖИЗНИ почувствовал себя ВООРУЖЕННЫМ, имеющим средства для решения сложных проблем. И второе -- я почувствовал себя БОГАТЫМ! Впервые возникло ощущение, что МНЕ ЕСТЬ ЧТО ОТДАТЬ, ЕСТЬ ЧЕМ ПОДЕЛИТЬСЯ с другими. Чем я мог поделиться после 20 лет работы в науке? Своим умением использовать уравнения Максвелла для описания электромагнитных процессов в ускорителе макротел? А кому это нужно?
       ТРИЗ позволила перестать быть специалистом, начать видеть людей других специальностей единообразно, как решателей задач и помогать им решать задачи.
       Вернусь к нашему плану. Итак, надо понимать Мир, для этого надо получать образование. Но беда в том, что все системы образования узконаправлены, а главное - не системны.
       Вот что писал Н.А.Рубакин об этом:
       "... чтобы не погибнуть в общем водовороте, чтобы приспособиться к этой сутолоке, идущей всюду вокруг, нужно не только знать какое-либо ремесло или художество (т. е. иметь образование специальное), но еще нужно иметь образование общее, ...
       ... Общее образование дает человеку широкое и цельное мировоззрение, оно дает ему понимание различных сторон мировой жизни, от бесконечно малых атомов до бесконечно необъятных небесных пространств, от микроскопических клеточек, из которых составлены организмы, до народов и племен, составляющих человечество. Как мир един, так и общее образование едино...
       Тогда вырисовывается примерно такой план: чтобы Понимать Мир, нужно иметь Общее образование, которое можно приобрести только через Самообразование. А пособий по современному Самообразованию нет. Значит -- можно сделать вывод, -- надо его построить. А для этого нужно опираться на Лучшие Образцы в этой области. Таким Наилучшим Образцом для меня осталась книга Н.А.Рубакина "Письма к читателям о самообразовании" и его работа с читателями.
       Следующий раздел очень важный. В нем Н.А.Рубакин отвечает на два неподъемных для российского менталитета вопроса: что делать? и с чего начать?
       Раздел длинный, поэтому я разбил его на два выпуска. Они выйдут один за другим через два-три дня.
       Быть может кому-то покажется трудным чтение произведения, написанного стилем XIX века, отличающегося от клипового стиля нашего времени. Главная трудность, как мне кажется, от того, что "густо написано" по словам какого-то читателя, осваивавшего Ленина, кажется. Почти каждая фраза требует обдумывания, осмысливания, не позволяет бежать дальше. И для нас, привыкших пробегать водянистые опусы современных авторов, - это трудно.


 
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)
Hosted by uCoz